М.С.Гладкая. Материалы каталога рельефной пластики Дмитриевского собора во Владимире / Владимир. обл. науч. б-ка им. М.Горького; Ред. А.А.Ковзун. -- Владимир, 2000. -- 224 с. -- (Дмитриевский собор во Владимире. Материалы и исследования. Вып.1).
Публикуется подборка материалов к "Каталогу белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире" -- уникального для всего средневекового мира памятника архитектурной пластики. Каталожное исследование предпринято впервые за историю существования памятника. Давно назревшая необходимость комплексного изучения резного декора храма обусловила актуальность исследования и подход -- первичную обработку материала в тесной связи с осмыслением символических образов резьбы в контексте православной средневековой культуры.
Исследование рельефной пластики Дмитриевского собора осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (номер проекта 97-04-06430).
Спонсорская поддержка начального этапа исследования: ЦРФ "Владимирэнергогарант" САК "Энергогарант" (директор Г.В.Волкова, исполнительный директор А.И.Волков).
Редактор -- канд. филол. наук А.А.Ковзун.
Полная чёрно-белая фотосъёмка рельефов на памятнике -- А.В.Сарапкин.
Фрагментарная фотосъёмка -- М.С.Гладкая, А.В.Привезенцев.
Распечатка негативов -- В.А.Осташенков.
Структура книги:
1. Вступление
2. К уточнению иконографии конных свв. князей Бориса и Глеба в рельефах Дмитриевского собора
3. Рельефы птиц Дмитриевского собора: прочтение символики образа
4. Образы Древа в резьбе Дмитриевского собора
5. Древо пальмовидное в резьбе Дмитриевского собора: к проблеме символического замысла рельефной программы
6. О символическом значении трёхчастного древа в резьбе Дмитриевского собора: Древо-Крест
7. Реконструкция рельефной композиции восточного прясла северного фасада Дмитриевского собора
8. Приложение. Каталог рельефов восточного прясла северного фасада Дмитриевского собора
9. Литература
10. Список иллюстраций
11. Список сокращений.
В предисловии к книге автор пишет:
Настоящее издание является сборником материалов этапных исследований, освещающих ряд вопросов изучения белокаменной резьбы храма св. Димитрия, возникших в процессе работы над её каталогом. Среди них помещена статья о реконструкции рельефной композиции северо-восточного прясла, сопровождённая каталожным описанием составляющих его рельефов.
Дмитриевский собор имеет богатую историю изучения. Исследователями рассматривались вопросы истории его строительства, архитектуры, монументальной живописи, фасадной резной декорации. <...>
Потребность в каталоге рельефов назрела давно: труднодоступность материала, отсутствие полноты натурных данных затрудняли решение вопросов уникальной иконографической программы, развёрнутой на фасадах, вопросов иконографии отдельных резных изображений, их сохранности, особенностей трактовки форм, окончательного выделения подлинника и новодела, а также не позволяли решить такую существенную проблему, как идентификация рельефных образов.
Процесс работы над каталогом выявил необходимость не только накопления и систематизации материальных данных памятника, но и осмысления рельефных образов в контексте ветхозаветной и новозаветной традиций, включения их в контекст православной культуры. Последнее было продиктовано самим материалом, показавшим пробел в этой области исследования. Осмысление подобного рода явилось одним из основных направлений исследовательского поиска; оно сопровождает каталожное описание рельефов. <...>
Рельефный текст храма включает в себя более полутора тысяч белокаменных резных блоков. Кроме крупных, достаточно хорошо читаемых главных образов закомарных композиций, которые в первую очередь занимали умы исследователей и которым посвящено немало научных трудов (тронный Давид, Всеволод III(?), Александр Македонский), он имеет множество "вспомогательных" образов (птицы, виноградная лоза, пальмы, различные животные), которые широко использовались в раннехристианском и средневековом искусстве.
<...>