М.С.Гладкая. Материалы каталога рельефной пластики Дмитриевского собора во Владимире / Владимир. обл. науч. б-ка им. М.Горького; Ред. А.А.Ковзун. -- Владимир, 2000. -- 224 с. -- (Дмитриевский собор во Владимире. Материалы и исследования. Вып.1).

Публикуется подборка материалов к "Каталогу белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире" -- уникального для всего средневекового мира памятника архитектурной пластики. Каталожное исследование предпринято впервые за историю существования памятника. Давно назревшая необходимость комплексного изучения резного декора храма обусловила актуальность исследования и подход -- первичную обработку материала в тесной связи с осмыслением символических образов резьбы в контексте православной средневековой культуры.

ПАРДУС (ВОЛК). Рельеф 32/121

Исследование рельефной пластики Дмитриевского собора осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (номер проекта 97-04-06430).

Спонсорская поддержка начального этапа исследования: ЦРФ "Владимирэнергогарант" САК "Энергогарант" (директор Г.В.Волкова, исполнительный директор А.И.Волков).

Редактор -- канд. филол. наук А.А.Ковзун.

Полная чёрно-белая фотосъёмка рельефов на памятнике -- А.В.Сарапкин.

Фрагментарная фотосъёмка -- М.С.Гладкая, А.В.Привезенцев.

Распечатка негативов -- В.А.Осташенков.

ДРЕВО ("древо виноградной лозы"). Рельеф 15/104

Структура книги:

1. Вступление

2. К уточнению иконографии конных свв. князей Бориса и Глеба в рельефах Дмитриевского собора

3. Рельефы птиц Дмитриевского собора: прочтение символики образа

4. Образы Древа в резьбе Дмитриевского собора

5. Древо пальмовидное в резьбе Дмитриевского собора: к проблеме символического замысла рельефной программы

6. О символическом значении трёхчастного древа в резьбе Дмитриевского собора: Древо-Крест

7. Реконструкция рельефной композиции восточного прясла северного фасада Дмитриевского собора

8. Приложение. Каталог рельефов восточного прясла северного фасада Дмитриевского собора

9. Литература

10. Список иллюстраций

11. Список сокращений.

ПАРДУС. Рельеф 31/120

В предисловии к книге автор пишет:

Настоящее издание является сборником материалов этапных исследований, освещающих ряд вопросов изучения белокаменной резьбы храма св. Димитрия, возникших в процессе работы над её каталогом. Среди них помещена статья о реконструкции рельефной композиции северо-восточного прясла, сопровождённая каталожным описанием составляющих его рельефов.

Дмитриевский собор имеет богатую историю изучения. Исследователями рассматривались вопросы истории его строительства, архитектуры, монументальной живописи, фасадной резной декорации. <...>

Потребность в каталоге рельефов назрела давно: труднодоступность материала, отсутствие полноты натурных данных затрудняли решение вопросов уникальной иконографической программы, развёрнутой на фасадах, вопросов иконографии отдельных резных изображений, их сохранности, особенностей трактовки форм, окончательного выделения подлинника и новодела, а также не позволяли решить такую существенную проблему, как идентификация рельефных образов.

Процесс работы над каталогом выявил необходимость не только накопления и систематизации материальных данных памятника, но и осмысления рельефных образов в контексте ветхозаветной и новозаветной традиций, включения их в контекст православной культуры. Последнее было продиктовано самим материалом, показавшим пробел в этой области исследования. Осмысление подобного рода явилось одним из основных направлений исследовательского поиска; оно сопровождает каталожное описание рельефов. <...>

Рельефный текст храма включает в себя более полутора тысяч белокаменных резных блоков. Кроме крупных, достаточно хорошо читаемых главных образов закомарных композиций, которые в первую очередь занимали умы исследователей и которым посвящено немало научных трудов (тронный Давид, Всеволод III(?), Александр Македонский), он имеет множество "вспомогательных" образов (птицы, виноградная лоза, пальмы, различные животные), которые широко использовались в раннехристианском и средневековом искусстве.

<...>

Библиофилия