Гладкая М.С. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире: вопросы иконографической программы. -- Владимир, 2005. -- 188 с.: ил. -- (Дмитриевский собор во Владимире. Материалы и исследования. Вып.5).

 

Настоящее издание является продолжением серии публикаций “Дмитриевский собор во Владимире. Материалы и исследования”, выпускаемой Сектором редких книг и рукописей Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М.Горького. В ней опубликованы четыре выпуска Каталога белокаменной резьбы собора.

В истории изучения Дмитриевского собора, которая насчитывает уже почти два столетия, крайне насущная работа по каталогизации каждого рельефного камня предпринята впервые. Этому предшествовало длительное и трудоемкое изучение материальной основы рельефов, труднодоступных непосредственно на памятнике. Цель работы — ввести всю рельефную пластику собора в научный оборот.

На данном этапе исследования пластического храмового ансамбля на основе визуального изучения, фотофиксации, прорисовки и каталогизации каждого рельефного изображения определены, атрибутированы и идентифицированы отдельные мотивы, персонажи и доминирующие композиции. Это восполняет существенный пробел в исследованиях наружного декора памятника — частичную, а чаще всего полную неразработанность его иконографии. Предваряя полную публикацию Каталога, уже в настоящее время автор предлагает определенные выводы относительно иконографической программы декора, одной из самых сложных среди западноевропейских романских и собственно древнерусских храмов.

Пятый выпуск посвящен идентификации изображений в их соотнесенности друг с другом и вопросам иконографической программы рельефной декорации Дмитриевского собора во Владимире.

 


 

This work continues the series of issues «The St. Demetrius Cathedral in the city of Vladimir : materials and research» published by the Department of Rare Books and Manuscripts of the Vladimir Regional Universal Scientific Library. Four issues of Catalogue of white limestone carvings have already been published there.

The most necessary work of cataloging every relief was done for the first time in the two-century history of the investigation of the St. Demetrius Cathedral. The long, intensive investigation of reliefs difficult to access directly on the cathedral has preceded this work. The aim of the work is to investigate scientifically all the cathedral reliefs.

Some themes, characters and dominant compositions were determined and identified at this stage of investigation of the cathedral ensemble. This stage of investigation was based on methods of visual studying, photographing, drawing and cataloging every relief. As iconography is less researched, the investigation fills this gap in its elaboration of the exterior decoration of the monument. In advance of the full version of the catalogue, the author suggests some interim conclusions about the iconographic programme of the decor, which is among the most complex of the Western European Romanesque and ancient Russian churches.

The fifth issue is devoted to identification of images in their connection with each other and to questions of the iconographical programme of the cathedral’s decoration.

 

 

***

 

Во введении, в частности, говорится:

Дмитриевский собор во Владимире (кон. XII в., принятая датировка 1194—1197 гг.), уникальное явление древнерусской художественной культуры, выделяется из общеевропейской романской архитектуры своей исключительно богатой фасадной белокаменной декорацией. Резной декор памятников европейской романики, воздвигнутых в одну эпоху с владимирским собором, сосредоточен в основном на порталах, обрамлении окон, капителях колонн, или проходит мелкими фризами на апсидах и фасадах. Даже такие известные романские памятники, декорированные обильнее других, как собор Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье, XII в., собор Сан-Микеле в Павии, XII в., Сан-Амброджио в Милане, XII в., собор в Трондхейме, XII—XIII вв., не могут сравниться с владимирским собором по количеству резьбы. На владимирском соборе резьбой покрыты почти все фасадные плоскости четверика и апсид, порталы и барабан. Недекорированными остаются лишь нижние участки стен. В этом заключается особенность владимирского памятника, посвященного Димитрию Солунскому, святому патрону заказчика храма князя Всеволода III Большое Гнездо, и святому покровителю всего Владимиро-Суздальского княжества.

При всем богатстве пластика собора изучена недостаточно, хотя резной фасадной декорации памятника посвящено большое количество работ. Изучение ее берет начало с 1840-х годов. За это время о пластическом ансамбле храма было высказано множество самых разных суждений. Изучение декора весьма затруднено, а в иных случаях невозможно из-за расположения мелких изображений на большой высоте и недосягаемости их для детального рассмотрения. Полного же корпуса резных изображений памятника, несмотря на 800-летний его возраст, до сих пор не существует. Однако даже при внимательном осмотре рельефа вблизи с трудом удается точная идентификация персонажа или мотива, поскольку резьба отличается достаточной долей обобщенности и условности. По этой причине при атрибуции персонажей приходится иметь в виду общий контекст резьбы и резную картину собора в целом, необходимо знать используемый на данном памятнике «набор» персонажей.

История изучения пластического ансамбля собора показывает, что наряду с верными осмыслениями, наблюдениями и догадками, правильными атрибуциями и фрагментарной фотофиксацией (А.А.Бобринский, 1916 г., Г.К.Вагнер, 1969 г.) существуют разноречивые суждения и ошибки не только в определении мотивов, идентификации персонажей, но даже в документальных исторических прорисовках. Большая часть изображений рельефного ансамбля иконографически не разработана.

Наше длительное обследование резьбы белокаменных памятников de visu в процессе реставрационной деятельности в качестве научно-технического руководителя реставрационными процессами привели нас к осознанию того, что назрела необходимость в принципиально новом методе изучения рельефов. Стало понятным, что без решения самой актуальной задачи исследования пластического ансамбля — сбора базовых данных по каждому рельефному изображению — никакие дальнейшие шаги по его изучению не возможны. Без знания сюжета и мотива каждого изображения исключается адекватное прочтение семантики и общей смысловой системы декора.

В конце 1980-х гг. нами были предприняты визуальное изучение и прорисовка каждого рельефного изображения Дмитриевского собора (1504 рельефа). Результаты этой работы в отношении атрибуции и идентификации мотивов, сюжетов, сюжетных композиций и на этой основе появившейся возможности правильного осмысления замысла дали массу нового материала. Этому посвящена первая часть настоящего труда.

Накопленные опыт и знания позволили с конца 1990-х гг. начать планомерную публикацию сводного Каталога белокаменной резьбы Дмитриевского собора. К настоящему времени осуществлено четыре выпуска Каталога («Дмитриевский собор во Владимире: Материалы и исследования»). Отдельным сюжетам резьбы, а также каталогу резьбы северо-восточного прясла посвящен первый выпуск (Гладкая М.С. Материалы каталога рельефной пластики Дмитриевского собора во Владимире. Владимир, 2000). Многочисленные и семантически емкие рельефы львов рассмотрены во втором выпуске (Гладкая М.С. Изображение львов в резьбе Дмитриевского собора во Владимире. Владимир, 2002). Каталог резных камней центрального прясла северного фасада и исследование изображений пятого ряда прясел опубликованы в третьем выпуске (Гладкая М.С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: центральное прясло северного фасада. Владимир, 2003). Каталог резьбы центрального и восточного прясел южного фасада представлен в четвертом выпуске (Гладкая М.С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире. Владимир, 2004).

На данном этапе исследования пластического ансамбля собора, не дожидаясь полной публикации Каталога, можно сделать определенные выводы относительно иконографической программы рельефной декорации Дмитриевского собора во Владимире. Этому посвящена вторая часть нашего труда.