Резцовая гравюра

Одним из самых старых видов углубленной гравюры на металле является классическая гравюра, или гравюра резцом. Благодаря ее особенно ярко выраженным художественным достоинствам она рассматривается как самостоятельный вид графического искусства. Зародилась эта манера в середине XV в. в Германии и Италии, и в начальной стадии своего развития она носила исключительно творческий характер. В настоящей работе резцовая гравюра отнесена нами к одной из манер офорта, потому что при всех ее отличительных художественных характеристиках она полностью сохраняет все особенности техники глубокой печати.

Принцип создания печатной формы в резцовой гравюре заключается в том, что углубленные штрихи и линии вырезаются на поверхности металла специальными инструментами — металлографическими резцами. В зависимости от профиля заточенного конца каждый резец имеет свое назначение и название. Но всех их объединяет необыкновенная чистота и четкость линий, изысканно-строгая ясность начертания. Каждый штрих имеет тонкое начало и завершение (за исключением коротких штрихов, выполненных стиплем). Расположенные в определенной системе, штрихи строгой своей последовательностью и различной глубиной гравирования создают неповторимые тончайшие градации тоновых пятен, что позволяет репродуцировать произведения живописи и графики. Более свободное и живое расположение штрихов характерно для позднего периода развития этой манеры.

Различные подходы к использованию изобразительных возможностей резцовой гравюры определяют и признаки, по которым можно различать назначение графического листа. Планомерные, геометрически ясные, расположенные в определенной строгой последовательности штрихи говорят о репродукционном характере гравюры, в которой сочность, контрастность, сложные пересечения линий создают классическую чистоту поверхности. При утолщении штрихов происходит плавное увеличение ширины в местах закруглений. При необычайно грациозных пересечениях штрихов создается ясная и изысканная фактура, достаточно точно передающая материальность изображенных предметов и пространства. 

Эти традиционные приемы репродукционной гравюры надолго заслонили творческие проблемы создания самостоятельной авторской гравюры резцом. Только в начале XX в. такие мастера, как француз Лабурер, грек Галанис, работавший в Париже, и некоторые другие, приходят к пониманию нового, органически связанного с материалом метода гравирования резцом на меди или цинке. Наступает истинное обновление старой техники резцовой гравюры. Внешне это выражается в более свободном рисующем штрихе штихеля, в разнообразии фактурных приемов, в экономности средств выражения того или иного мотива. Не тронутые резцом части доски, соседствующие с длинными параллельными или сетчато перекрещивающимися штрихами, придают авторскому эстампу общую светлую серебристую тональность. Как правило, штрихи резца соседствуют со штрихами сухой иглы. Гравюры, не регламентированные традиционными классичесними правилами, иногда подкрашивались или полностью раскрашивались автором акварелью, если это соответствовало замыслу.

В начале 30-х гг. XX в. авторские гравюры было принято печатать не привычной черной краской, а густым темно-синим или краплачно-красным цветом, что способствовало колористическому обогащению гравюры. Именно творческий подход к использованию изобразительных возможностей резцового штриха создает внешние отличия авторской гравюры от классической репродукционной гравюры на металле.

Значительный вклад в развитие резцовой гравюры внесли художники-граверы Германии, Италии, Франции. В России эта манера появилась в конце XVII в. и получила свое развитие в начале XVIII в., при Петре I. Тогда этой манерой гравировались чертежи, планы, иллюстрации для книг, портреты, виды Петербурга. Документально точные, скупые изображения дополнялись всевозможными рамками, виньетками, многочисленными надписями, которые не всегда делали сами авторы. Как правило, этим занимались граверы-исполнители, называвшиеся чертежниками, каллиграфами, орнаментовщиками. 

При систематизации коллекции гравюр, выполненных в технике глубокой печати, при определении манеры того или иного листа, необходимо знать традиционные термины, встречающиеся на старых оттисках, и общие правила оформления гравюры.

Принято считать, что любой лист авторского тиража является подлинником и полноценным художественным произведением, если он отпечатан и подписан самим автором. Подпись, как правило, делается твердым карандашом по влажной бумаге. В этом случае ее невозможно стереть без явных следов подчистки, так как карандаш глубоко врезается в бумагу. Подпись ставится под нижним правым краем изображения, при этом указывается год создания гравюры (т. е. год создания доски, а не время печатания данного оттиска на бумаге). 

В левой стороне оттиска пишется название эстампа и указывается манера исполнения. 

В черно-белых офортах практикуется обозначение цифрами количества оттисков (тиража) и порядкового номера данного оттиска — так называемой сигнатуры. Например, сигнатура «4/30» означает, что автором с печатной доски было сделано 30 оттисков, и перед нами четвертый по счету. Очевидно, что это правило установили не сами художники (которые нередко печатают тираж в несколько этапов, так как автору бывает сложно и порой просто невозможно предугадать потребность оттисков и определить размер тиража).

На обратной стороне оттиска принято писать фамилию и инициалы автора, название произведения, год исполнения, манеру и размеры гравюры (первая цифра — размер доски по вертикали, высота; вторая — по горизонтали, ширина).

В конце XVIII и в XIX вв. появились гравюры с небольшими рисунками на полях, так называемыми ремарками. Первые такие рисунки, как правило, не имели никакой связи с основным изображением и носили случайный характер. Выполнялись они сухой иглой: очевидно, это было своеобразной пробой материала и инструмента или отдыхом от работы над основным изображением. Впоследствии среди коллекционеров распространилась мода на такие листы, и некоторые художники уже специально гравировали на полях изображения, связанные с сюжетом основной гравюры.

Среди разнообразных надписей, сопровождающих основное изображение в гравюре, особое место занимали имена и фамилии мастеров, принимавших участие в процессе ее создания. Это имена авторов, создавших рисунок произведения (или перерисовавшего изображение специально для гравюры), имена самих граверов, работавших над печатной формой, имя печатника, печатавшего тираж, а также имя издателя гравюры. Подписи гравировались мелким шрифтом, тонкой строчкой под нижним краем изображения на латинском или родном языке автора (авторов). Обычно эти надписи гравировались в сокращенном виде. Ниже в скобках приводятся полные расшифровки сокращений, указывающих на специальности авторов, принимавших участие в процессе создания и издания гравюры.

Для автора произведения:

pinx. или pnxt. (pinxit) — писал, изобразил, нарисовал
inv. (invenit) — изобрел, сочинил
del. (delineavit) — рисовал, зарисовал

Для гравера:

inc. (incidit), fec (fecit), sc. (sculpsit) — гравировал, вырезал

Для печатника:

imp. (impressit) — исполнил, выполнил

Для издателя:

exc. (excudit) — издал, изготовил

Тексты, гравировавшиеся над изображением, назывались надписями, они чаще всего помещались на книжных иллюстрациях и в серийных листах.
Изображения эмблем, гербов, виньеток сопровождалось посвящениями, обращенными к высокопоставленному лицу или заказчику, при этом перечислялись все его титулы, звания, заслуги.
В нижней части оттиска нередко можно встретить так называемый адрес, в котором кроме имени издателя и названия фирмы сообщался и почтовый адрес.
В практике библиотечной, музейной и архивной работы часто встречаются старые термины, главным образом на французском языке, пришедшие, в основном, из репродукционной гравюры. Эти термины необходимо знать при определении и распознавании оттисков.
В процессе созданию гравюры делались пробы различных состояний гравировальной доски. Эти состояния назывались видами, а оттиски — видовыми оттисками и подписывались йpreuve d’йtat. 
Авторские оттиски, которые печатались художником для себя с законченной печатной формы и подписывались карандашом, назывались йpreuve d’artiste. Это лучшие оттиски, которые ценятся очень высоко. Остальной тираж доверялся в печать мастеру-печатнику. Художник из своих авторских оттисков выбирал один, который должен был фигурировать в качестве образца для печати, и этот экземпляр подписывался: modиle pour le tirage.
При создании резцовой гравюры очень часто в манере травлёного штриха гравировался предварительный рисунок, в качестве подготовки к работе резцом. Такой оттиск чистого офорта подписывался: eau-forte pure.
Оттиски с печатной формы, которая еще не наполнилась всякого рода гравированными текстами, рамками и виньетками, назывались оттисками до подписи и отмечались: avant la lettre. Это также редкие и ценные гравюры.
Тираж, выполненный мастером-печатником в большом количестве экземпляров, носил название обыкновенных оттисков и обозначался: йpreuves ordinaire.
Оттиски, печатавшиеся на случайной, бросовой бумаге, служившей в качестве очистителя печатной формы от краски, или печатавшиеся как пробные оттиски (для полного наполнения краской рисующих штрихов), назывались макулатурными оттисками, которые тоже коллекционировались и обозначались: йpreuves de maculature.
Возможности совершенствования приемов и техники офорта безграничны. При современном уровне развития науки и техники, появлении новых материалов и инструментов рождаются и новые способы создания углубленной гравюры. Каждый автор привносит в этот способ гравирования и печати новые изобразительные возможности.

* * *

Подлинные оттиски, сопровождающие настоящее пособие, выполнены с печатных форм, гравированных широко известными приемами и инструментами. Они дают самое общее представление о технике создания углубленной гравюры в различных манерах. Эти образцы, надеемся, будут полезны в тех случаях, когда отсутствуют сведения о технике исполнения гравюры. Настоящее издание призвано оказать первоначальную помощь в распознавании оттисков по внешним признакам для работников библиотек, архивов, музеев. Распознавание манеры облегчает установление времени создания гравюры, дает возможность определить ее место в сформированной коллекции.