Предпринятое Сектором редких книг и рукописей Владимирской областной научной библиотеки издание новой серии «Техника современной печати в искусстве графики» было вызвано необходимостью — в первую очередь сугубо практического плана. Развитие культуры и искусства, широкое распространение графических произведений во Владимире и во Владимирской области, накопление гравюр в государственных и частных собраниях породило потребность в специальной литературе, которая помогла бы работникам библиотек, архивов, музеев и лицам, собирающим частные коллекции, правильно определять технику имеющихся у них не подписанных авторами оттисков и грамотно разбираться в технике их печати. Хранящиеся в библиотеках фонды книг XVIII и XIX вв. также диктуют необходимость уметь определять технику печати находящихся в них иллюстраций. Предлагаемое Сектором редких книг и рукописей издание как раз и является таким практическим пособием для неспециалистов, для нехудожников, в котором кратко и в доступной форме разъясняются особенности того или иного вида гравюры и даются советы по их распознаванию.

В первом выпуске новой серии даются краткие сведения о технике исполнения углублённой гравюры. Владимирский график, заслуженный художник РФ В.И.Рузин, творчески работающий преимущественно в технике цветного офорта и использующий в процессе создания цветной гравюры сочетания разнообразных манер глубокой печати, откликнулся на просьбу Сектора редких книг и любезно согласился написать текст и, главное, создать целую серию иллюстраций — подлинных гравюр, которые, как своеобразные образцы-эталоны, наглядно демонстрируют ту или иную описанную в тексте манеру глубокой печати.

В XX в. библиотеки, к сожалению, не уделяли должного внимания собиранию и описанию таких произведений печати, как отечественные гравюры. Вместе с тем, в России именно в этой области творчества были заметные достижения и успехи. 

Интерес к оригинальной авторской гравюре возвращается в библиотеки в настоящее время несколько окольным путём — через так называемую авторскую книгу. Под последней стало привычным понимать выполненное в нескольких экземплярах издание, снабжённое авторскими иллюстрациями (печатными или рисованными от руки), вручную переплетенное и заключающее в себе текст подчас не только печатный, но и рукописный. Стилистика этих изданий, как правило, авангардная. Их результат — не книга для чтения, а книга-объект, книга — выставочный экспонат, который необходимо разглядывать.

Вместе с тем, функция не чтения, а именно разглядывания, рассматривания свойственна именно станковой (и прикладной) гравюре, основные параметры которой как специфического текста были определены уже несколько веков назад. Станковая гравюра как произведение печати будет, очевидно, всё больше и больше привлекать внимание библиотек, архивов (и — как и прежде, традиционно — музеев). Создание в библиотеках страны мощной компьютерной базы позволит начать работу по каталогизации русской гравюры XX в. Предлагаемое вниманию читателей издание представляет собой первый, предварительный шаг в этом направлении, шаг, который позволит библиотечным работникам достаточно квалифицированно распознавать оттиски и определять манеры печати гравюры по внешним признакам.

Предпринятая серия задумана как издание, состоящее из нескольких выпусков, основные из которых посвящены таким вопросам, как:
— техника глубокой печати
— техника плоской печати
— техника высокой печати.

Возможно появление в этой серии практических пособий, посвященных отдельным узким темам (цветной офорт и т. п.). Все выпуски планируется снабжать подлинными эталонными гравюрами-иллюстрациями.

Заслуживает самой высокой оценки графический цикл художника В.И.Рузина «Аквариум», которым он иллюстрирует различные манеры глубокой печати. Цикл был создан в марте-апреле 2001 г. специально для настоящего издания и отпечатан под руководством автора. По завершении работы над печатанием иллюстраций все участники творческой бригады получили по листу ими же отпечатанного в «собранном» виде цикла «Аквариум», подписанного автором. Цикл представляет интерес не только с технической стороны (показ чистых манер), но и своими очень привлекательными художественными достоинствами — несмотря на ограничения, наложенные техническим заданием. 24 иллюстрации различных манер, резко индивидуальных в своей специфике, вызывают в памяти 24 прелюдии и фуги И.С.Баха, показавшего возможности всех тональностей клавира. 

Одновременно с выходом в свет реального тиража публикуется электронная версия книги, которую все желающие смогут найти на сайте Владимирской областной библиотеки.

Сектор редких книг и рукописей просит обо всех замечаниях и пожеланиях сообщать по электронной почте: librgl@vpti.vladimir.ru .
А.К.