Гравюрой называется графическое произведение, выполненное печатным способом с авторских гравированных поверхностей, обработанных различными способами и инструментами. Материалами для изготовления печатной формы могут служить дерево (доска продольного или поперечного распила), камень, металл, пластик, картон и т. д. В зависимости от того, какая часть поверхности отдает краску на бумагу, различают три вида гравюры, три способа печати.

Выпуклая гравюра (высокая печать). Это гравюра на дереве, линолеуме, пластике, картоне, рельефная гравюра на металле. Краска наносится на выпуклую поверхность печатной формы и с помощью печатного станка или вручную оттискивается на бумагу.

Плоская гравюра (выпуклая печать). К такому виду гравюры относится литография и все ее разновидности, а также монотипия, выполненные как вручную, так и с помощью печатного станка. В литографии печать производится с плоской поверхности особых пород известняка, которые обладают способностью принимать на себя после травления краску в местах, прорисованных жирным карандашом. Краска наносится на поверхность камня валиком и оттискивается на бумагу при помощи специального литографского станка. В монотипии краска наносится на гладкую полированную поверхность различными способами и снимается увлажненной бумагой на печатном станке или вручную.

Углубленная гравюра (глубокая печать). В данном случае для изготовления печатной формы используются цинковые, медные, латунные или стальные пластины, поверхности которых после тщательного полирования гравируются различными химическими или механическими способами с помощью различных инструментов. Рисунок будущей гравюры создается углублениями в виде комбинаций штрихов, точек или борозд, прорезанных, протравленных или процарапанных (с целью приподнимания заусенцев) по металлу. В эти углубления набивается офортная краска, которая затем оттискивается на увлажненную бумагу при прокатывании печатной формы между валами офортного станка.

В зависимости от того, каким способом наносится углубленный рисунок на поверхность гравировальной доски, определились основные разновидности глубокой гравюры. К ним следует отнести гравюры, выполненные с печатных досок, гравированных механическим способом, без использования процесса травления, это: резцовая гравюра, меццо-тинто, пунктирная манера, гравюра сухой иглой, частично карандашная манера. С использованием процесса травления создаются гравюры в следующих манерах: травлёный штрих, акватинта, резерваж, лавис, мягкий лак и в отдельных случаях карандашная манера, в которой сочетаются приемы кислотного и механического гравирования.

Все эти манеры (разновидности) глубокой печати, каждая в отдельности или в сочетании друг с другом, могут быть использованы в создании цветной углубленной гравюры с одной или с нескольких досок. Распознавание такого оттиска заключается в определении манеры или сочетания манер, используемых в гравировании, в определении количества досок (печатных форм), используемых при печати, и характера набивки этих досок офортной краской.

Целью настоящего пособия является ознакомление читателей (работников библиотек, архивов, музеев, частных коллекционеров и др.) с техническими и технологическими особенностями создания гравюры, выполненной с печатной формы, гравированной кислотным или механическим способом разными манерами, а также дать практические советы к распознаванию оттисков и определению манер глубокой печати по внешним признакам гравюры.

* * *

Из трех видов художественной печати, характеризующих различные техники гравюры, глубокая печать вобрала в себя наибольшее количество манер, отличающихся друг от друга специфическими особенностями гравирования печатной формы. Предваряя подробный разбор и описание характерных признаков каждой манеры в отдельности, необходимо отметить, что их специфика определяется не способом гравирования (что их отличает друг от друга), а, главным образом, особенностями глубокой печати с метала (что их объединяет в одну группу). 

Приступая к определению и распознаванию техники оттиска, в первую очередь необходимо выявить признаки, по которым данная гравюра может быть отнесена к произведениям, выполненными в технике глубокой печати.

Если сравнить оттиск глубокой печати с литографией (плоская печать) и ксилографией (высокая печать), то можно сразу отметить, что офорт (глубокая печать) отличается глубиной тона, особой бархатистостью поверхности, очень широким тональным диапазоном изображения. Краска, вынутая из глубины формы влажной бумагой под большим давлением валов офортного станка, ложится на поверхность выпуклыми штрихами и точками, она возвышается небольшим рельефом над уплотненной поверхностью бумаги, что особенно заметно при боковом освещении. В зависимости от глубины штрихов и количества их на поверхности печатной формы, на оттиск переносится разный по толщине слой краски, что создает графический рельеф, характерный только для этой техники. Внешне это можно определить, осветив боковым светом оттиск или на ощупь, почувствовав толщину слоя краски кончиком упругой иглы.

Характерным признаком, определяющим глубокую печать, является отдавливание на бумаге краев офортной доски. В процессе подготовки печатной формы к работе после полирования поверхности металла края гравировальной доски отпиливаются под острым углом к оборотной стороне. Это обеспечивает плавный наезд вала офортного станка на форму, предохраняет бумагу от разрыва по периметру, в результате чего границы оттиска обрамляются четко отдавленными фасками. Фактура бумаги на поверхности оттиска резко отличается от фактуры полей, не раздавленных металлом. На изобразительной плоскости бумага гладкая и плоская, в то время как на полях гравюры она шероховатая и рыхлая. Красивая шероховатая фактура полей образует естественное обрамление оттиску. Как правило, художники стремятся сохранить этот изысканный контраст, прибегая к оформлению в паспарту лишь в крайних случаях, когда испорчены поля гравюры или они имеют недостаточную ширину.

Перечисленные признаки характеризуют гравюру, выполненную в технике глубокой печати. В пределах этой техники существуют различные способы и приемы гравирования печатной формы, которые открывают широкие возможности использования изобразительных средств углубленной гравюры для создания художественного произведения. Эти разновидности одной графической техники называются манерами. У каждой манеры существуют свои способы гравирования, которые при печати раскрывают присущие только им характерные внешние признаки. По этим признакам специалисты определяют, к какой манере можно отнести ту или иную гравюру.